Объясните с позиций атомно-молекулярного учения: а) испарение воды; б) разложение воды под действием постоянного электрического тока.
а) Испарение воды это пример диффузии. Молекулы воды связаны между собой силами межмолекулярного взаимодействия, благодаря чему вода – жидкость. Но эта связь не очень прочная и отдельные молекулы способны оторваться от поверхности. При нагревании мы увеличиваем энергию молекул воды, благодаря чему, число молекул с избыточной энергией увеличивается, и процесс испарения происходит быстрее.
На процесс испарения также можно повлиять, изменив площадь поверхности. Например, белье, развешанное на веревках сохнет быстрее, чем скомканное.
Еще один интересный жизненный пример, когда горячий чай (или любую другую жидкость) охлаждают дуновением из рта. Таким способом мы смещаем молекулы с избытком энергии от поверхности, заменяя их молекулами воздуха с меньшим запасом энергии. Те, в свою очередь, принимают кинетическую энергию при столкновении с молекулами испаряющейся жидкости и так далее. Этот нехитрый способ позволяет ускорить процесс передачи кинетической энергии от молекул нагретой поверхности к молекулам воздуха.
б) Молекула воды состоит из отрицательно заряженного иона кислорода и двух положительно заряженных ионов водорода. Пропуская электрический ток через воду мы превращаем ионы в атомы.
3. Чем различаются понятия «атом» и «молекула»?
6. Какие элементарные частицы входят в состав ядра атома?
7. В каком случае атом электронейтрален?
8. Как образуются положительно и отрицательно заряженные ионы?
Я бы за такой ответ поставил 5, хотя этот ответ порождает новые вопросы. И хочется его дополнить.
Благодарю за комментарий, Ринат.
После раздумий и перечитывания изменил формулировку.
“…водородными связями…” на “…силами межмолекулярного взаимодействия…”
Действительно, в рамках 8-го класса говорить о водородных связях пока рановато 🙂
Именно процессом диффузии объясняется переход молекул воды с мокрого белья в воздух, который зимой содержит мало воды. И ещё. Почему то во многих ответах (переписанных друг у друга?) говорится о влиянии температуры. Но ни в одном ответе ни слова о том, что снижение давления способствует испарению. Например, в высокогорье вода закипает при пониженной температуре. Повышение давления тормозит испарение. Например в скороварке.
Ринат, вопрос звучит так: “Объясните с позиций атомно-молекулярного учения испарение воды.” Процесс нагревания прост и очевиден, понятен каждому. Температура является мерой кинетической энергии молекул (атомов) и наглядно показывает связь атомно-молекулярного учения и процесса испарения. Поэтому данный пример (нагревание) так популярен и используется повсеместно. Оба приведенных Вами примера исключают непосредственное воздействие на вещество. Пример с сушкой белья приводит нас к понятию парциального давления водяного пара. Спрашивается: а оно надо, лезть в такие дебри чтобы объяснить атомно-молекулярное учение учащемуся 8-го класса? Второй пример, про высокогорье, несколько про иное. Как Вы сами же и написали “вода закипает при пониженной температуре”, но кипение и… Подробнее »