§ 48. Практическая работа 6
Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»
Задача 1
Вариант I. В двух склянках без этикеток находятся порошки: в одной – оксид кальция, в другой – оксид меди (II).
Как различить эти вещества не проводя химических опытов?
Как химическими опытами подтвердить наличие в склянках именно этих веществ?
Оксид меди (II) – порошок черного цвета. Оксид кальция – белое кристаллическое вещество.
Оксид меди (II) нерастворим в воде.
Оксид кальция вступает с водой в химическую реакцию c выделением тепла:
CaO + H2O = Ca(OH)2
Если чрез полученный раствор пропустить углекислый газ, то он помутнеет:
Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3↓
Вариант II. В двух склянках без этикеток находятся растворы: в одной – раствор соляной кислоты, в другой – гидроксида калия.
Как опытным путем определить, в какой склянке каждое из веществ?
Для этого необходимо использовать индикатор:

Задача 2
Вариант I. Очистите химическим способом железный гвоздь от ржавчины, считая, что в состав ржавчины вхоядт оксид железа (III) и гидроксид железа (III).
Задача не слишком хорошая, т.к. железо не обладает достаточно выраженными амфотерными свойствами. Если же мы будем использовать кислоту, то в реакцию вступит и само железо:
Fe2O3 + 6HCl = 2FeCl3 + 3H2O
Fe(OH)3 + 3HCl = FeCl3 + 3H2O
Fe + 2HCl = FeCl2 + H2↑
Вариант II. Химическим способом отмойте пробирку, загрязненную на практическом занятии гидроксидом меди (II).
Отмыть можно разбавленным раствором соляной кислоты:
Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + H2O
Образующийся хлорид меди (II) хорошо растворим в воде.
Задача 3
Вариант I. После практической работы остался розовый раствор. Лаборант предполагает, что это раствор лакмуса в кислой среде. Проведите несколько опытов для проверки этого предположения.
В пробирку необходимо по каплям добавлять щелочь (например, NaOH). Если в ней действительно кислота и лакмус, то раствор вначале измеит цвет на фиолетовый, а затем на синий – см. таблицу индикаторов выше.
Вариант II. В склянке без этикетки находится бесцветный раствор. Предполагают, что это раствор фенолфталеина. Проведите опыт, подтверждающий или опровергающий это предположение.
1. При добавлении в склянку щелочи раствор должен окрасится в малиновый цвет.
2. Для подтверждения можно добавить в склянку кислоты – раствор должен остаться бесцветным.
Задача 4
Вариант I. Из имеющихся на столе реактивов получите несколькими способами сульфат меди (II).
Сульфат меди это соль, а соль можно получить несколькими способами (подробнее смотри § 46. Соли):
Cu(OH)2 + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O
CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O
Вариант II. В вашем распоряжении есть магний, оксид магния, гидроксид магния, соляная кислота. Сколькими способами вы сможете получить хлорид магния, используя эти реактивы?
Mg + 2HCl = MgCl2 + H2↑
MgO + 2HCl = MgCl2 + H2O
Mg(OH)2 + 2HCl = MgCl2 + 2H2O
Задача 5
Вариант I. Получите опытным путем из хлорида железа (III) оксид железа (III).
Вначале нужно получить гидроксид железа (III):
FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3↓ + 3NaCl
А полученный гидроксид прокалить:
2Fe(OH)3(прокаливание) = Fe2O3 + 3H2O
Вариант II. Проведя два опыта, получите из хлорида меди (II) оксид меди (II).
Как и в предыдущем вариант, сначала нужно получить гидроксид:
CuCl2 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + 2NaCl
А полученный гидроксид прокалить:
Cu(OH)2(прокаливание) = CuO + H2O