а) Стекло.
Плавкость позволяет придавать стеклу самые различные формы. Благодаря этому из стекла делают разнообразные украшения (новогодние шары, статуэтки, бусы, сувениры и проч.)
Прозрачность, твёрдость – изготовление окон.
Прозрачность, твёрдость, нерастворимость и химическая инертность – изготовление домашней и лабораторной посуды.
б) Полиэтилен.
Плавкость, термопластичность (способность многократно плавится при нагревании и отвердевать при охлаждении), химическая инертность, мягкость – изготовление емкостей для жидкостей, труб, пластиковой тары.
в) Сахар.
Сладкий вкус, растворимость в воде, легкость получения – широкое применение в кулинарии.
г) Железо.
Ковкость, прочность, плавкость, электро- и теплопроводность – машино- и приборостроение, электропровода (редко), инструменты, автомобилестроение, металлоконструкции.
Способность железа намагничиваться используется в некоторых электроприборах.
Лабораторный опыт № 1
1. Филео (греч.) означает «люблю», фобос – «боюсь». Дайте объяснение терминов «хемофилия» и «хемофобия», отражающих резко противоположное отношение групп людей к химии. Кто из них прав? Обоснуйте свою точку зрения.
2. Обязательный атрибут бесконечного множества шпионских и прочих детективных произведений – цианистый калий, точнее, цианид калия, который обладает свойством парализовывать нервную систему, приводя тем самым жертву к мгновенной смерти. Приведите примеры свойств других веществ, которые используются в литературных произведениях.
3. Выпишите отдельно названия веществ и названия тел из приведённого перечня: медь, монета, стекло, стакан, ваза, керамика, проволока, алюминий. Воспользуйтесь подсказкой: к названию тела – существительному – можно подобрать относительное прилагательное, образованное от названия вещества, например: железо и гвоздь – железный гвоздь.
4. Выпишите качественные прилагательные: лёгкий, круглый, длинный, тяжёлый, твёрдый, пахучий, растворимый, увесистый, вогнутый, мягкий, жидкий, прозрачный, – которые могут быть отнесены: а) к веществам; б) к телам; в) и к телам и к веществам.
5. Сравните понятия «простое вещество» и «сложное вещество». Найдите сходство и различие.
6. Определите, какие из веществ, модели молекул которых изображены на рисунке 2 на с. 5, относят: а) к простым веществам; б) к сложным веществам.
7. Какое понятие более широкое – «химический элемент» или «простое вещество»? Дайте доказательный ответ.
8. Укажите, где о кислороде говорится как о химическом элементе, а где – как о простом веществе: а) кислород малорастворим в воде; б) молекулы воды состоят из двух атомов водорода и одного атома кислорода; в) в воздухе содержится 21% кислорода (по объему); г) кислород входит в состав углекислого газа.
9. Укажите, где о водороде говорится как о химическом элементе, а где – как о простом веществе: а) водород входит в состав большинства органических соединений; б) водород – самый лёгкий газ; в) водородом заполняют воздушные шары; г) молекула метана содержит четыре атома водорода.