§ 9. Качественные реакции в химии

§ 9. Качественные реакции в химии

1. Сравните следующие вещества: а) медь и алюминий; б) уксусную кислоту и этиловый спирт.

а) Медь и алюминий имеют хорошую электро- и теплопроводность, гибкость. Оба металла достаточно мягкие.

Медь лучше, чем алюминий проводит электрический ток ( у меди второе место после серебра, если не считать драгоценных металлов — золота, платины).

Алюминий — серебристый металл, а медь имеет золотисто-розовый оттенок.

Алюминий устойчив к коррозии благодаря образованию на поверхности металла оксидной пленки. Медь же подвержена окислению.

Медь используют, в основном, в качестве проводника — в проводах, электрических катушках и обмотках.

Алюминий используют в проводах (например, ЛЭП), но чаще он имеет конструкторское применение: корпуса и детали самолетов и вертолетов, речные и морские суда. Причем используется не чистый алюминий, который мягок и непрочен, а его сплав с медью и магнием — дюралюминий. Кроме того, алюминий активно используется в пищевой промышленности — алюминиевые банки и посуда, пищевая фольга.

б) Уксусная кислота и этиловый спирт — жидкости, относящиеся к органическим веществам. Имеют специфический запах.

Но относится они к разным классам веществ: органическая кислота (уксус) и спирт (этанол).

Чистый этиловый спирт, а также его водные растворы с высокой концентрацией горючи.

Оба вещества широко применяются в химической промышленности для получения лекарственных и душистых веществ, растворителей, синтетического каучука. Уксусная кислота и этиловый спирт также применяются в пищевой промышленности.

2. Какие реакции называют качественными?

Качественные реакции — это химические превращения, сопровождающиеся характерными признаками (аналитическими сигналами), при помощи которых проводят распознавание веществ.

3. Что такое реактив на определяемое вещество?

Вещество, с помощью которого проводят качественную реакцию, называется реактивом на определяемое вещество.

Или, другими словами, реактивом называется вещество, дающее аналитический сигнал на определяемое вещество.

4. Как с помощью тлеющей лучинки распознать кислород и углекислый газ?

Если опустить тлеющую лучинку в атмосферу (например, заполненную пробирку) с углекислым газом, то она затухнет. В атмосфере кислорода тлеющая лучинка вспыхнет.

5. Приведите примеры, когда известковая вода является определяемым веществом, а когда – реактивом?

В 4 сосуда налить воды, раствора поваренной соли, раствора сахара и известковой воды. При пропускании углекислого газа помутнение будет наблюдаться только в растворе известковой воды. В приведенном примере известковая вода является определяемым веществом.

Допустим, у нас есть несколько пробирок с газом: азотом, кислородом, воздухом, углекислым газом. При добавлении в пробирки известковой воды она помутнеет только в пробирке с углекислым газом. В этом примере известковая вода является реактивом.

6. С помощью йодной настойки из домашней аптечки проведите обнаружение крахмала в картофеле, хлебе, макаронных изделиях. Присутствует ли крахмал в майонезе, йогурте, вареном мясе, рисовой крупе?

Крахмал присутствует только в рисовой крупе.

7. Какое яблоко — незрелое или спелое — содержит больше крахмала? Как определить это опытным путем? Проведите домашний эксперимент и запишите результаты в тетрадь.

Определение общее для двух методик: интенсивность изменения окраски.

Быстрая методика для ленивых: капнуть йода на дольку незрелого и спелого яблок.

Более показательная методика: нарезать незрелое и спелое яблоко маленькими кусочками и поместить в разные сосуды с водой. Дать настояться, встряхивать или перемешивать. Затем в растворы капнуть йод.