§ 2. Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии

§ 2. Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии

1. Что такое наблюдение? Какие условия необходимо соблюдать, чтобы наблюдение было результативным?

Наблюдение — это концентрация внимания на познаваемых объектах с целью их изучения. Для результативного наблюдения необходимо выполнить ряд условий:
1) Определить предмет наблюдения. Например, лучина, пламя, кусочек мела или металла, раствор или жидкое вещество.
2) Сформулировать цель наблюдения. Например, изменение цвета, агрегатного состояния (испарение жидкости, расплавление воска или металла), выпадение осадка, выделение газа и др.
3) Составить план наблюдения для достижения цели из пункта 2. Как правило, план составляется при наличии гипотезы.
Например. Гипотеза: воск плавится при нагревании. План: нагревать воск до точки плавления, измерить температуру при которой плавится воск.

2. Чем различаются гипотеза и вывод?

Гипотеза — предположение о том, как будет происходить процесс или явление. Вывод — сопоставление гипотезы (предположения) и данных реального наблюдения.

3. Что такое эксперимент?

Эксперимент — научное воспроизведение какого=либо явления с целью его исследования, испытания в определенных условиях.

4. Какое строение имеет пламя?

Пламя имеет три зоны:
1. Нижняя темная часть — самая холодная.
2. Темную зону окаймляет более яркая часть, температура которой выше.
3. Самая яркая и горячая верхняя часть пламени.

5. Как следует проводить нагревание?

Нагревание чего и для какой цели? Есть набор правил для нагревания жидкостей или твердых веществ. Например, жидкость при нагревании нужно взбалтывать, чтобы нагревание было равномерным и не произошел выброс жидкости. А колбу (или пробирку) перед началом нагревания вещества нужно разогреть чтобы избежать трещин. Так что вопрос слишком общий.

Будем считать, что автор имел ввиду «в какой части пламени следует проводить нагревание». Ответ вытекает из предыдущего вопроса: в верхней части пламени, т.к. она является самой горячей.

6. Какое лабораторное оборудование вы применяли при изучении биологии и географии?

Школы разные, как и отдельные педагоги. На уроках биологии могли быть использованы лупы, микроскопы, пинцеты, колбы и пробирки с образцами. На уроках географии наверняка использовался глобус.

7. Какое лабораторное оборудование используется при изучении химии?

Ответ на уровне 7-го класса: колбы, пробирки, спиртовки, химические штативы, химические стаканы. Мерные стаканы, колбы, цилиндры. Держатели для пробирок, пипетки. Фарфоровые чашки, ступки и пестики. Воронки, стеклянные холодильники, кристаллизаторы.