§ 1. Химия как часть естествознания. Предмет химии

§ 1. Химия как часть естествознания. Предмет химии

1. Какие учебные предметы относятся к естественным?

К естественным наукам относятся биология, география, химия, физика.

2. Приведите примеры положительного воздействия человека на окружающую среду.

Многие копируют друг у друга один и тот же ответ: создание заповедников и парков. На самом деле это не совсем так. Заповедники создаются для защиты окружающей среды (в заповедниках присутствует целый ряд ограничений — нельзя жечь костры, охотиться, ловить рыбу, проезжать по территории на автомобиле и т.п.). Защита того, что есть и положительное воздействие — это разные вещи. С созданием парков можно согласиться. Хотя они несут много функций, в том числе это места досуга и отдыха.

Общий ответ я бы сформулировал так: создание искусственных насаждений, искусственное озеленение. Например, в 1901 году в Израиле было всего 1 400 гектаров лесных массивов, в 1942 году – уже 3 500 га, в 1980 году – почти 56 000 га. В наши дни территория лесов в Израиле составляет более 86 000 гектаров.

3. Приведите примеры отрицательного воздействия человека на окружающую среду.

Вырубка лесов, загрязнение водоемов и атмосферы промышленными выбросами предприятий, загрязнение окружающей среды автомобильным и авиационным транспортом, бытовые отходы (свалки, мусорные полигоны, пластик и стекло), добыча полезных ископаемых (которая нередко сопровождается техногенными катастрофами, например, разлив нефти), вмешательство человека в природу (изменения русла рек зачастую отрицательно сказываются на окружающей среде, так, например, высохло Аральское море).

4. Что изучает химия?

Химия — это наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях одних веществ в другие.

5. Из следующего перечня названий выпишите отдельно тела и вещества: снежинка, капля росы, вода, льдинка, сахар-песок, кусочек сахара, мел, школьный мелок. Сколько тел и сколько веществ названо в этом списке?

Ответ кроется в тексте параграфа: каждое тело имеет форму и объем, а каждое вещество индивидуально по своим признакам. Отсюда следует:

Тела: снежинка, капля росы, льдинка, кусочек сахара, школьный мелок — 5 тел. Каждый из указанных предметов имеет форму и объем.

Вещества: вода, сахар-песок, мел — 3 вещества. Все они не имеют конкретной формы и объема.

Во всем это есть нюанс: сахар-песок — если бы речь шла об отдельном кристалле, то это тело, а не вещество. Точно так же и с мелом: когда мы говорим мел, то имеем ввиду вещество. Когда мы говорим кусок мела, мелок — это уже тело. У тела есть форма и размер, а вещество это то, из чего состоит тело.

6. Сравните свойства веществ (т.е. установите сходство и различие между ними):
а) углекислого газа и кислорода;
б) азота и углекислого газа;
в) сахара и соли;
г) уксусной и лимонной кислоты.

А) Сходство: оба — газы, не имеют цвета и запаха. Тяжелее воздуха.
Различие: кислород — простое вещество (состоит из одного химического элемента), а углекислый газ — сложное (состоит из двух химических элементов). Кислород поддерживает горение, а углекислый газ нет. Кислород очень мало растворяется в воде, а углекислый газ — лучше (газировка).

Б) Сходство: оба — газы, не имеют цвета и запаха. Тяжелее воздуха. Не поддерживают горение. 
Различие: азот — простое вещество (состоит из одного химического элемента), а углекислый газ — сложное (состоит из двух химических элементов). Азот практически нерастворим в воде, а углекислый газ — растворим (газировка).

В) Сходство: кристаллические вещества белого цвета. Хорошо растворимы в воде. Имеют вкус.
Различия: во вкусе))) А если серьезно, то сахар вещество органическое, а соль (как правило) — неорганическое. 

Г) Сходство: относятся к одному классу веществ (кислоты, причем кислоты органические), хорошо растворимы в воде. Как и все кислоты имеют кислый вкус.
Различие: уксусная кислота — жидкость, лимонная кислота — кристаллический порошок.

7. Какие свойства алюминия лежат в основе его применения (согласно рисунку)?

На первой картинке ЛЭП — Линия ЭлектроПередачи. Алюминий электропроводен.

На второй картинке морской транспорт. Алюминий устойчив к коррозии (морская вода — среда весьма агрессивная к металлам).

На третье картинке воздушный транспорт. Алюминий очень легкий металл, в разы легче железа.

На четвертой картинке пищевая фольга. Нетоксичность, гибкость, ковкость.

На пятой и шестой картинках упаковка для напитков и посуда. Опять таки нетоксичность и ковкость.