§ 48. Практическая работа 6

§ 48. Практическая работа 6

Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

Задача 1

Вариант I. В двух склянках без этикеток находятся порошки: в одной — оксид кальция, в другой — оксид меди (II).
Как различить эти вещества не проводя химических опытов?
Как химическими опытами подтвердить наличие в склянках именно этих веществ?

Оксид меди (II) — порошок черного цвета. Оксид кальция — белое кристаллическое вещество.

Оксид меди (II) нерастворим в воде.

Оксид кальция вступает с водой в химическую реакцию c выделением тепла:
CaO + H2O = Ca(OH)2

Если чрез полученный раствор пропустить углекислый газ, то он помутнеет:
Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3

Вариант II. В двух склянках без этикеток находятся растворы: в одной — раствор соляной кислоты, в другой — гидроксида калия.
Как опытным путем определить, в какой склянке каждое из веществ?

Для этого необходимо использовать индикатор:

Задача 2

Вариант I. Очистите химическим способом железный гвоздь от ржавчины, считая, что в состав ржавчины вхоядт оксид железа (III) и гидроксид железа (III).

Задача не слишком хорошая, т.к. железо не обладает достаточно выраженными амфотерными свойствами. Если же мы будем использовать кислоту, то в реакцию вступит и само железо:

Fe2O3 + 6HCl = 2FeCl3 + 3H2O
Fe(OH)3 + 3HCl = FeCl3 + 3H2O
Fe + 2HCl = FeCl2 + H2

Вариант II. Химическим способом отмойте пробирку, загрязненную на практическом занятии гидроксидом меди (II).

Отмыть можно разбавленным раствором соляной кислоты:
Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + H2O

Образующийся хлорид меди (II) хорошо растворим в воде.

Задача 3

Вариант I. После практической работы остался розовый раствор. Лаборант предполагает, что это раствор лакмуса в кислой среде. Проведите несколько опытов для проверки этого предположения.

В пробирку необходимо по каплям добавлять щелочь (например, NaOH). Если в ней действительно кислота и лакмус, то раствор вначале измеит цвет на фиолетовый, а затем на синий — см. таблицу индикаторов выше.

Вариант II. В склянке без этикетки находится бесцветный раствор. Предполагают, что это раствор фенолфталеина. Проведите опыт, подтверждающий или опровергающий это предположение.

1. При добавлении в склянку щелочи раствор должен окрасится в малиновый цвет.
2. Для подтверждения можно добавить в склянку кислоты — раствор должен остаться бесцветным.

Задача 4

Вариант I. Из имеющихся на столе реактивов получите несколькими способами сульфат меди (II).

Сульфат меди это соль, а соль можно получить несколькими способами (подробнее смотри § 46. Соли):

Cu(OH)2 + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O

CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O

Вариант II. В вашем распоряжении есть магний, оксид магния, гидроксид магния, соляная кислота. Сколькими способами вы сможете получить хлорид магния, используя эти реактивы?

Mg + 2HCl = MgCl2 + H2

MgO + 2HCl = MgCl2 + H2O

Mg(OH)2 + 2HCl = MgCl2 + 2H2O

Задача 5

Вариант I. Получите опытным путем из хлорида железа (III) оксид железа (III).

Вначале нужно получить гидроксид железа (III):
FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3↓ + 3NaCl

А полученный гидроксид прокалить:
2Fe(OH)3(прокаливание) = Fe2O3 + 3H2O

Вариант II. Проведя два опыта, получите из хлорида меди (II) оксид меди (II).

Как и в предыдущем вариант, сначала нужно получить гидроксид:
CuCl2 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + 2NaCl

А полученный гидроксид прокалить:
Cu(OH)2(прокаливание) = CuO + H2O